Тест Филлипса: Диагностика школьного стресса у ребёнка. Социальный стресс, стресс самовыражения, стресс несоответствия, стресс проверки знаний, норма

Проверь себя и познай внутренний мир

Безусловно, школьная пора является важнейшей вехой в жизни ребёнка и отправной точкой в формировании его личности. Именно в школе люди получают свои первые знания, обзаводятся друзьями и даже встречают свою любовь. Однако не стоит забывать, что школа также может быть постоянным источником стресса для ваших детей.

Знаменитый британский психотерапевт Адам Филлипс разработал предложенный ниже психологический тест с целью диагностики повышенной тревожности у школьников. Кроме того, он позволяет предупредить нервные срывы и развитие депрессии у ребёнка. На нашем сайте он представлен в адаптированном и сокращённом варианте, однако это никак не скажется на точности его результатов. Проходите его вместе с вашим чадом или попросите его самостоятельно заполнить опросник.

  1. Обижается ли ваш ребёнок на шутки своих одноклассников?

    а) Да, и ещё как;
    б) Иногда бывает;
    в) Крайне редко;
    г) Практически нет;
    д) Нет.

  2. Насколько тщательно он\она готовится к проверочным работам?

    а) Практически не готовится;
    б) Готовится довольно поверхностно;
    в) Очень тщательно;
    г) Более чем тщательно;
    д) Достаточно тщательно.

  3. Как к нему\ней относятся его\её педагоги?

    а) Вполне объективно;
    б) Немного предвзято;
    в) С большим теплом и надеждой;
    г) Довольно строго;
    д) Положительно.

  4. Важно ли для вашего ребёнка мнение его сверстников?

    а) Да, очень;
    б) В общих чертах, да;
    в) Скорее да, чем нет;
    г) Скорее нет, чем да;
    д) Нет.

  5. Старается ли он\она учиться как можно лучше?

    а) Скорее нет, чем да;
    б) Нет;
    в) Скорее да, чем нет;
    г) Да;
    д) В пределах разумного.

  6. Можно ли сказать, что у вашего сына\дочери плохие отношения со сверстниками?

    а) Да;
    б) Скорее да, чем нет;
    в) Затрудняюсь ответить;
    г) Скорее нет, чем да;
    д) Нет.

  7. Как долго он\она переживает после сдачи какой-либо работы на проверку?

    а) Практически не переживает;
    б) Затрудняюсь ответить;
    в) Достаточно долго;
    г) До тех пор пока не получит положительную оценку;
    д) Не более 1-2 часов.

  8. Стесняется ли он\она отвечать урок у доски?

    а) Скорее нет, чем да;
    б) Да, очень;
    в) Скорее да, чем нет;
    г) Правильнее будет сказать, боится;
    д) Нет.

  9. Как вам кажется, не слишком ли высоки ваши требования к ребёнку?

    а) Затрудняюсь ответить;
    б) Скорее нет, чем да;
    в) Возможно, но он\она может им соответствовать;
    г) Скорее да, чем нет;
    д) Нет, мои требования вполне обычные.

  10. Мечтает ли он\она скорее вернуться к учёбе после каникул?

    а) Нет, для моего ребёнка это всегда трагедия;
    б) Скорее нет, чем да;
    в) Затрудняюсь ответить;
    г) Нет, не мечтает;
    д) Да, ведь ему\ей интересно в школе.

  11. Может ли ваш ребёнок задать какой-либо вопрос своему преподавателю в рамках уточнения изучаемого материала?

    а) Может, но делает это очень редко;
    б) Нет, он\она ужасно стеснительный\ая;
    в) Только в случае крайней необходимости;
    г) Нет, потому что боится встречного вопроса;
    д) Да.

  12. Насколько он\она активно участвует в школьной самодеятельности?

    а) Практически не участвует;
    б) Вообще не участвует;
    в) Участвует по настроению;
    г) Затрудняюсь ответить;
    д) Участвует постоянно и с удовольствием.

  13. Может ли ваш сын или дочь забыть выученное накануне стихотворение, если учитель попросит рассказать его перед классом?

    а) Такое случалось пару раз;
    б) Скорее да, чем нет;
    в) Не думаю;
    г) Да, у нас это постоянно происходит;
    д) Нет.

  14. Не кажется ли вам, что вашему ребёнку искусственно занижают оценки?

    а) Затрудняюсь ответить;
    б) Вполне возможно;
    в) Мне бы это даже в голову не пришло;
    г) Думаю, так и есть;
    д) Нет.

  15. Бывает ли такое, что вашего ребёнка мучает физическая боль, если он сильно о чём-то переживает?

    а) Не знаю;
    б) Иногда случается;
    в) Я не замечала подобного;
    г) Да, бывает;
    д) Нет.

  16. Насколько легко ваш сын или дочь выполняют коллективные задания и работают в группе?

    а) Это даётся ему\ей с огромным трудом;
    б) Есть некоторые сложности;
    в) Затрудняюсь ответить;
    г) Ему\ей это кажется легче, чем выполнять задание самостоятельно;
    д) Вполне легко.

  17. У вашего ребёнка есть всё тоже самое, что и у других детей (смартфон, одежда, учебники и т.д.)?

    а) К сожалению, нет;
    б) Скорее да, чем нет;
    в) Есть многое, но не всё;
    г) В общих чертах, да;
    д) Да.

  18. С удовольствием ли он\она посещает дополнительные занятия и факультативы?

    а) Вообще не посещает;
    б) Посещает изредка;
    в) Затрудняюсь ответить;
    г) Не сказать, что с удовольствием, но посещает исправно;
    д) Да, вполне.

  19. Что вашему ребёнку больше всего нравится в школе?

    а) Получать новые знания;
    б) Ничего;
    в) Практически ничего;
    г) Общение с одноклассниками;
    д) В принципе, всё.

  20. Какие задания даются вашему малышу сложнее всего?

    а) Коллективные;
    б) Творческие;
    в) Те, которые имеют строгие критерии оценки;
    г) Проверочные;
    д) В принципе, он хорошо справляется со всеми заданиями.

  21. Как он\она проводит переменки между уроками?

    а) Пытается уединиться или спрятаться ото всех;
    б) Наблюдает за своими сверстниками со стороны;
    в) Затрудняюсь ответить;
    г) Повторяет следующий предмет и перепроверяет домашнее задание;
    д) Веселится со своими одноклассниками.

  22. Есть ли у него\неё какие-либо проблемы с мочеиспусканием?

    а) К сожалению, есть;
    б) Ему\ей свойственно недержание;
    в) Вроде бы нет;
    г) Он\она может помочиться в постель накануне важного теста или контрольной;
    д) Нет и никогда не было.

  23. Насколько ваш ребёнок активен во время уроков?

    а) Недостаточно активен;
    б) Практически не активен;
    в) Затрудняюсь ответить;
    г) Совсем не активен;
    д) Достаточно активен.

  24. Какова его\её самооценка?

    а) Сложно сказать;
    б) К сожалению, очень низкая;
    в) Неоправданно завышенная;
    г) Неоправданно заниженная;
    д) Вполне адекватная.

  25. Какой предмет в школе он\она больше всего не любит?

    а) Физическую культуру;
    б) Литературу;
    в) Иностранный язык;
    г) Физику и химию;
    д) Математику.

Подведём итоги:

Больше ответов А


- социальный стресс. К сожалению, ваш ребёнок испытывает повышенную школьную тревожность, и она связана с необходимостью регулярно взаимодействовать с другими детьми. По всей видимости у вашего сына или дочери совсем не складываются отношения со сверстниками, из-за чего школа превратилась для него\неё в настоящий кошмар. Возможно, даже имеют место как моральные, так и физические проявления буллинга. Вы, как родитель, просто обязаны поговорить не только со своим чадом, но и с его классным руководителем. Если не принять все необходимые меры сейчас, потом может быть слишком поздно. Социальный стресс опасен тем, что постепенно перерастает в тяжёлую форму депрессии и приводит к развитию социофобии и многих других ментальных расстройств. Кроме того, наши эксперты рекомендуют вам обратиться за помощью к психологу - опытный специалист сможет найти подходящий ключик к душе вашего ребёнка, грамотно определит масштаб проблемы и поможет увидеть выход из сложившейся ситуации.

Больше ответов Б


- стресс самовыражения. Ваш ребёнок испытывает школьную тревожность в полной мере. Она вызвана необходимостью находиться в центре внимания и самовыражаться. Ему\ей трудно выходить к доске, реализовывать свои таланты, высказывать собственное мнение и т.д. Возможно, именно с этим связана его\её слабая успеваемость и конфликты в отношениях с преподавателями и одноклассниками. Безусловно, ваше чадо может гораздо больше, но вы, как родитель, должны помочь ему раскрыть свой потенциал. Постарайтесь окружить его\её поддержкой, обратитесь к опытному психологу, чтобы проработать существующие проблемы, запишитесь на курсы ораторского мастерства и т.д. Главное, помните: если не решить эти вопросы сейчас, потом будет в разы сложнее.

Больше ответов В


- стресс несоответствия. Увы, ваш ребёнок страдает от повышенной школьной тревожности, а причиной тому отчасти являетесь вы сами. Точнее, ваши завышенные требования к нему. Вы хотите видеть в дневнике вашего сына или дочери хорошие отметки, слышать похвалы в его\её адрес и гордиться им\ей. Однако при этом совершенно не желаете поинтересоваться его\её переживаниями, состоянием физического и ментального здоровья и истинным положением дел в школе. Помните, что ваш малыш - это не ваша собственность, и он не обязан приносить вам всевозможные награды и трофеи, чтобы заслуживать вашу любовь и одобрение. В первую очередь, это отдельная самостоятельная личность, у которой вполне может быть иной взгляд на жизнь и абсолютно не такие интеллектуальные и коммуникационные способности, как вам бы хотелось. Постарайтесь наладить контакт со своим ребёнком, понять его чувства, узнать о его мечтах и страхах. Перестаньте требовать - начните просто любить и поддерживать. Поверьте, такая позиция принесёт куда больше результатов и поможет вашему отпрыску избежать нервных срывов и развития «синдрома отличника».

Больше ответов Г


- стресс проверки знаний. С данной разновидностью школьной тревожности дети сталкиваются чаще всего. Причины её кроются как в излишней требовательности родителей и педагогов, так и в чрезмерной застенчивости самого ребёнка. В любом случае, стресс проверки знаний проявляется в неоправданно сильном страхе перед выходом к доске, сдачей всевозможных контрольных и проверочных работ, экзаменами и т.д. В запущенной стадии это похоже на фобию, сопровождается паническими атаками и может привести к развитию заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем организма. Постарайтесь откровенно поговорить со своим сыном или дочерью, а также с его\её классным руководителем. Попробуйте совместными усилиями создать максимально комфортные условия для школьника, чтобы помочь ему справиться со своими страхами. Если же этого не достаточно, не тяните с визитом к врачу.

Больше ответов Д


- норма. Поздравляем! Ваш ребёнок не испытывает школьной тревожности. Посещение учебного заведения, общение с другими детьми и взаимодействие с педагогами не вызывает у него\неё никаких неприятных эмоций или стресса. Следует отметить, что в этом есть большая заслуга не только родителей, но и учителей. Совместными усилиями вы сумели создать благоприятный психологический климат и предоставить школьнику все необходимые условия для гармоничного развития личности.

Ещё тесты
user-5-64x64
Понравилось?

Расскажи всем! Жми

Поставь лайки!

Спасибо!

Ты мила и красива, уникальна, нежна,
Будто розочка в солнечном свете,
Сотни строк о тебе - те и эти,
Посвещаю во все времена!