Тест Филлипса: Диагностика школьного стресса у ребёнка. Социальный стресс, стресс самовыражения, стресс несоответствия, стресс проверки знаний, норма
Безусловно, школьная пора является важнейшей вехой в жизни ребёнка и отправной точкой в формировании его личности. Именно в школе люди получают свои первые знания, обзаводятся друзьями и даже встречают свою любовь. Однако не стоит забывать, что школа также может быть постоянным источником стресса для ваших детей.
Знаменитый британский психотерапевт Адам Филлипс разработал предложенный ниже психологический тест с целью диагностики повышенной тревожности у школьников. Кроме того, он позволяет предупредить нервные срывы и развитие депрессии у ребёнка. На нашем сайте он представлен в адаптированном и сокращённом варианте, однако это никак не скажется на точности его результатов. Проходите его вместе с вашим чадом или попросите его самостоятельно заполнить опросник.
- Обижается ли ваш ребёнок на шутки своих одноклассников?
а) Да, и ещё как;
б) Иногда бывает;
в) Крайне редко;
г) Практически нет;
д) Нет. - Насколько тщательно он\она готовится к проверочным работам?
а) Практически не готовится;
б) Готовится довольно поверхностно;
в) Очень тщательно;
г) Более чем тщательно;
д) Достаточно тщательно. - Как к нему\ней относятся его\её педагоги?
а) Вполне объективно;
б) Немного предвзято;
в) С большим теплом и надеждой;
г) Довольно строго;
д) Положительно. - Важно ли для вашего ребёнка мнение его сверстников?
а) Да, очень;
б) В общих чертах, да;
в) Скорее да, чем нет;
г) Скорее нет, чем да;
д) Нет. - Старается ли он\она учиться как можно лучше?
а) Скорее нет, чем да;
б) Нет;
в) Скорее да, чем нет;
г) Да;
д) В пределах разумного. - Можно ли сказать, что у вашего сына\дочери плохие отношения со сверстниками?
а) Да;
б) Скорее да, чем нет;
в) Затрудняюсь ответить;
г) Скорее нет, чем да;
д) Нет. - Как долго он\она переживает после сдачи какой-либо работы на проверку?
а) Практически не переживает;
б) Затрудняюсь ответить;
в) Достаточно долго;
г) До тех пор пока не получит положительную оценку;
д) Не более 1-2 часов. - Стесняется ли он\она отвечать урок у доски?
а) Скорее нет, чем да;
б) Да, очень;
в) Скорее да, чем нет;
г) Правильнее будет сказать, боится;
д) Нет. - Как вам кажется, не слишком ли высоки ваши требования к ребёнку?
а) Затрудняюсь ответить;
б) Скорее нет, чем да;
в) Возможно, но он\она может им соответствовать;
г) Скорее да, чем нет;
д) Нет, мои требования вполне обычные. - Мечтает ли он\она скорее вернуться к учёбе после каникул?
а) Нет, для моего ребёнка это всегда трагедия;
б) Скорее нет, чем да;
в) Затрудняюсь ответить;
г) Нет, не мечтает;
д) Да, ведь ему\ей интересно в школе. - Может ли ваш ребёнок задать какой-либо вопрос своему преподавателю в рамках уточнения изучаемого материала?
а) Может, но делает это очень редко;
б) Нет, он\она ужасно стеснительный\ая;
в) Только в случае крайней необходимости;
г) Нет, потому что боится встречного вопроса;
д) Да. - Насколько он\она активно участвует в школьной самодеятельности?
а) Практически не участвует;
б) Вообще не участвует;
в) Участвует по настроению;
г) Затрудняюсь ответить;
д) Участвует постоянно и с удовольствием. - Может ли ваш сын или дочь забыть выученное накануне стихотворение, если учитель попросит рассказать его перед классом?
а) Такое случалось пару раз;
б) Скорее да, чем нет;
в) Не думаю;
г) Да, у нас это постоянно происходит;
д) Нет. - Не кажется ли вам, что вашему ребёнку искусственно занижают оценки?
а) Затрудняюсь ответить;
б) Вполне возможно;
в) Мне бы это даже в голову не пришло;
г) Думаю, так и есть;
д) Нет. - Бывает ли такое, что вашего ребёнка мучает физическая боль, если он сильно о чём-то переживает?
а) Не знаю;
б) Иногда случается;
в) Я не замечала подобного;
г) Да, бывает;
д) Нет. - Насколько легко ваш сын или дочь выполняют коллективные задания и работают в группе?
а) Это даётся ему\ей с огромным трудом;
б) Есть некоторые сложности;
в) Затрудняюсь ответить;
г) Ему\ей это кажется легче, чем выполнять задание самостоятельно;
д) Вполне легко. - У вашего ребёнка есть всё тоже самое, что и у других детей (смартфон, одежда, учебники и т.д.)?
а) К сожалению, нет;
б) Скорее да, чем нет;
в) Есть многое, но не всё;
г) В общих чертах, да;
д) Да. - С удовольствием ли он\она посещает дополнительные занятия и факультативы?
а) Вообще не посещает;
б) Посещает изредка;
в) Затрудняюсь ответить;
г) Не сказать, что с удовольствием, но посещает исправно;
д) Да, вполне. - Что вашему ребёнку больше всего нравится в школе?
а) Получать новые знания;
б) Ничего;
в) Практически ничего;
г) Общение с одноклассниками;
д) В принципе, всё. - Какие задания даются вашему малышу сложнее всего?
а) Коллективные;
б) Творческие;
в) Те, которые имеют строгие критерии оценки;
г) Проверочные;
д) В принципе, он хорошо справляется со всеми заданиями. - Как он\она проводит переменки между уроками?
а) Пытается уединиться или спрятаться ото всех;
б) Наблюдает за своими сверстниками со стороны;
в) Затрудняюсь ответить;
г) Повторяет следующий предмет и перепроверяет домашнее задание;
д) Веселится со своими одноклассниками. - Есть ли у него\неё какие-либо проблемы с мочеиспусканием?
а) К сожалению, есть;
б) Ему\ей свойственно недержание;
в) Вроде бы нет;
г) Он\она может помочиться в постель накануне важного теста или контрольной;
д) Нет и никогда не было. - Насколько ваш ребёнок активен во время уроков?
а) Недостаточно активен;
б) Практически не активен;
в) Затрудняюсь ответить;
г) Совсем не активен;
д) Достаточно активен. - Какова его\её самооценка?
а) Сложно сказать;
б) К сожалению, очень низкая;
в) Неоправданно завышенная;
г) Неоправданно заниженная;
д) Вполне адекватная. - Какой предмет в школе он\она больше всего не любит?
а) Физическую культуру;
б) Литературу;
в) Иностранный язык;
г) Физику и химию;
д) Математику.
Подведём итоги:
Больше ответов А
- социальный стресс. К сожалению, ваш ребёнок испытывает повышенную школьную тревожность, и она связана с необходимостью регулярно взаимодействовать с другими детьми. По всей видимости у вашего сына или дочери совсем не складываются отношения со сверстниками, из-за чего школа превратилась для него\неё в настоящий кошмар. Возможно, даже имеют место как моральные, так и физические проявления буллинга. Вы, как родитель, просто обязаны поговорить не только со своим чадом, но и с его классным руководителем. Если не принять все необходимые меры сейчас, потом может быть слишком поздно. Социальный стресс опасен тем, что постепенно перерастает в тяжёлую форму депрессии и приводит к развитию социофобии и многих других ментальных расстройств. Кроме того, наши эксперты рекомендуют вам обратиться за помощью к психологу - опытный специалист сможет найти подходящий ключик к душе вашего ребёнка, грамотно определит масштаб проблемы и поможет увидеть выход из сложившейся ситуации.
Больше ответов Б
- стресс самовыражения. Ваш ребёнок испытывает школьную тревожность в полной мере. Она вызвана необходимостью находиться в центре внимания и самовыражаться. Ему\ей трудно выходить к доске, реализовывать свои таланты, высказывать собственное мнение и т.д. Возможно, именно с этим связана его\её слабая успеваемость и конфликты в отношениях с преподавателями и одноклассниками. Безусловно, ваше чадо может гораздо больше, но вы, как родитель, должны помочь ему раскрыть свой потенциал. Постарайтесь окружить его\её поддержкой, обратитесь к опытному психологу, чтобы проработать существующие проблемы, запишитесь на курсы ораторского мастерства и т.д. Главное, помните: если не решить эти вопросы сейчас, потом будет в разы сложнее.
Больше ответов В
- стресс несоответствия. Увы, ваш ребёнок страдает от повышенной школьной тревожности, а причиной тому отчасти являетесь вы сами. Точнее, ваши завышенные требования к нему. Вы хотите видеть в дневнике вашего сына или дочери хорошие отметки, слышать похвалы в его\её адрес и гордиться им\ей. Однако при этом совершенно не желаете поинтересоваться его\её переживаниями, состоянием физического и ментального здоровья и истинным положением дел в школе. Помните, что ваш малыш - это не ваша собственность, и он не обязан приносить вам всевозможные награды и трофеи, чтобы заслуживать вашу любовь и одобрение. В первую очередь, это отдельная самостоятельная личность, у которой вполне может быть иной взгляд на жизнь и абсолютно не такие интеллектуальные и коммуникационные способности, как вам бы хотелось. Постарайтесь наладить контакт со своим ребёнком, понять его чувства, узнать о его мечтах и страхах. Перестаньте требовать - начните просто любить и поддерживать. Поверьте, такая позиция принесёт куда больше результатов и поможет вашему отпрыску избежать нервных срывов и развития «синдрома отличника».
Больше ответов Г
- стресс проверки знаний. С данной разновидностью школьной тревожности дети сталкиваются чаще всего. Причины её кроются как в излишней требовательности родителей и педагогов, так и в чрезмерной застенчивости самого ребёнка. В любом случае, стресс проверки знаний проявляется в неоправданно сильном страхе перед выходом к доске, сдачей всевозможных контрольных и проверочных работ, экзаменами и т.д. В запущенной стадии это похоже на фобию, сопровождается паническими атаками и может привести к развитию заболеваний нервной и сердечно-сосудистой систем организма. Постарайтесь откровенно поговорить со своим сыном или дочерью, а также с его\её классным руководителем. Попробуйте совместными усилиями создать максимально комфортные условия для школьника, чтобы помочь ему справиться со своими страхами. Если же этого не достаточно, не тяните с визитом к врачу.
Больше ответов Д
- норма. Поздравляем! Ваш ребёнок не испытывает школьной тревожности. Посещение учебного заведения, общение с другими детьми и взаимодействие с педагогами не вызывает у него\неё никаких неприятных эмоций или стресса. Следует отметить, что в этом есть большая заслуга не только родителей, но и учителей. Совместными усилиями вы сумели создать благоприятный психологический климат и предоставить школьнику все необходимые условия для гармоничного развития личности.